Объяснение АВС-техники на примере взаимодействия терапевта с клиентом

Источник: Харитонов С.В. РУКОВОДСТВО ПО КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРА­ПИИ. — М.: Психотерапия, 2009. — 176 с.

Терапевт: Существует такая схема — ABC, она позволяет по­нять, как связаны события и наши реакции на эти собы­тия. Если вы возьмётесь попробовать применить эту схему к своим реакциям, то обнаружите, как ваши мысли влияют на реакции. И если замените свои мысли, то и ваши неже­лательные реакции и переживания изменятся.

Клиент: Звучит интересно, но я не понял, как мысли и реакции могут быть связаны.

Т.: Давайте рассмотрим пример. Представьте, что некий гос­подин X общается на повышенных тонах с другим господи­ном — Y. В какой-то момент X резко бросает на стол авто­ручку. Какую реакцию (реакции — это С на нашей схеме) вызовет это событие (событие обозначается как А) у госпо­дина Y? Это может быть и смех, и гнев, и обида, и т.д. То есть при одном и том же событии (А) мы можем увидеть совершенно разные реакции (С) со стороны господина Y. Чем объясняется такая вероятность?

А

В С
Событие Автоматическая мысль

Реакция

Дело в том, что между событием и реакцией в мозгу челове­ка возникает то, что принято обозначать автоматической мыс­лью (В). Проще говоря, реакция определяется тем объяснени­ем, которое дает мозг человека тому или иному событию.

Так, если рассматривае­мый в нашем примере госпо­дин Y подумает, что бросать авторучку от злости — смеш­но, потому как: «Люди, не уме­ющие контролировать свои эмоции — нелепы», то его ре­акция в виде смеха становится вполне понятной и адекватной для такого рода мысли.

Если наш господин Y ре­шит, что «он (X) на меня пы­тается давить, а это неприем­лемо и унизительно», то его реакция в виде гнева становит­ся вполне оправданной и пси­хологически понятной. Он также не станет смеяться над событием, которое считает для себя обидным или печаль­ным, а его реакции (С) гнев, смех или иные ощущения бу­дут адекватны. Если он посчи­тает, что «это унижает меня», то и реагировать будет в связи с предполагаемым им униже­нием. Если считает что «это непонятно», то и его реакция будет — от недоумения до от­каза контактировать с ситуа­цией, вызывающей это недо­умение.

К.: Да, звучит правдоподобно. Но я не припомню, чтобы у меня в голове возникали такие длинные предложения, как вы при­водите в примере. Реакция в основном возникает быстро.

Т.: Автоматические мысли действительно явление скоротеч­ное, поэтому и заслужили название автоматических. Как правило, они возникают очень быстро и так же быстро оп­ределяют характер реакции человека. Они могут не осоз­наваться как цельное предложение, если мы целенаправлен­но не попытаемся отслеживать их. Более того, автомати­ческие мысли в силу того, что возникают очень быстро, кажутся нам правдоподобными, и мы часто не задумыва­емся над тем, а можно ли доверять этим «лозунгам»? Но если отнестись к ним критически, то иногда выясняется, что мысль не такая уж и корректная. Изменение же мысли на более корректную мысль приводит к формированию более приемлемой реакции.

К.: Да, кажется, я понял. Но как это может помочь мне в реше­нии моей проблемы?

Т.: Для этого нам понадобиться сначала собрать коллекцию ваших автоматических мыслей, и тогда мы сможем понять, какие из этих мыслей стоит откорректировать.

К.: Хорошо, что для этого надо делать?

Т.: До нашей следующей встречи я предлагаю вам заполнить АВС-таблицу.

А

В С
Событие Автоматическая мысль

Реакция

Времени на нее много не потребуется. Достаточно уделить 15-20 минут в день. В течение дня постарайтесь наблюдать за тем, какие проблемные реакции у вас возникают, и запишите эти реакции в столбце С. Опишите события, которые вызыва­ют эти проблемные реакции и предшествуют их появлению, и занесите их в столбец А. Третьим шагом, постарайтесь отве­тить на вопрос, какая мысль может объяснять именно эту ре­акцию. (Задайте вопрос: «О чём я мог бы подумать в этот момент, что объясняло бы именно эту, а не какую-нибудь другую, реакцию?»)

Давайте рассмотрим сегодняшний день и вместе запол­ним одну ABC-схему. Вспомните, у вас сегодня возникало не­гативное переживание, по поводу которого вы обратились за консультацией?

К.: Да, сегодня снова был этот приступ страха.

Т.: Таким образом, реакцией на нашей схеме будет страх?

К.: Да.

Т.: А в какой ситуации он возник, этот приступ страха?

К.: В метро.

Т.: В самом метро? (Здесь и далее надо помнить, что проясне­ние точной ситуации, в которой возникла проблемная ре­акция клиента, очень важный элемент анализа – должна быть чёткая привязка ситуации к месту и времени).

К.: Нет, точнее говоря, страх был ещё до того, как я вошел в метро. Он появился на улице.

Т.: То есть вашу реакцию страха, это у нас С, спровоцировало что?..

К.: Мысль! Мысль, что мне сейчас предстоит спускаться в метро.

Т.: Да, но что страшного в этой мысли?

К.: Как «что страшного»? А вдруг мне опять там станет плохо!

Т.: Давайте теперь заполним нашу таблицу. С — это страх, А — это что?

К.: А — это предстоящий спуск в метро.

Т.: А как мы можем сформулировать автоматическую мысль, объясняющую связь между А и С? Можно её как лозунг оформить?

К.: Да так, как я её и назвал, наверно: «А вдруг мне станет плохо».

Т.: То есть помимо того, что вам может плохо стать в метро, вас ещё беспокоит и страх, что может вновь быть плохо?!

К.: Да, иногда мне кажется, что это мой случай. Когда ожида­ние смерти — хуже самой смерти.

Т.: Как же будет выглядеть наша таблица? Попробуйте её са­мостоятельно заполнить.

Клиент самостоятельно заполняет таблицу ABC:

А

В С

Событие

Автоматическая мысль

Реакция

Ожидание поездки в метро «А вдруг мне станет плохо»

«Страх»

Т.: Нетрудно будет ежедневно уделять по 15-20 минут на ис­следование собственных мыслей и заполнение таблицы?

К.: Нет. Но вдруг я что-нибудь не так заполню?

Т.: Не беда. Вы можете записать так, как посчитаете необходи­мым. Если что-либо и перепутается, мы сможем разобрать­ся вместе.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.