Самоконтейнирование

Статья КБТ-терапевта Анжелы Демидовой про эмоции и контейнирование — способность к осмыслению и переживанию эмоций без их подавления или «выплёскивания» на других.

Бытует мнение, что эмоции нельзя сдерживать и подавлять. Целые направления психотерапии сосредоточены именно на выплеске эмоций. В психологических кругах ходят байки про кабинет гештальт-терапевта, из которого доносятся крики и мат, и кабинет психоаналитика, где аналитик почти засыпает.

Известные исследования в области эмоций и их результаты, а также многочисленные полевые наблюдения психотерапевтов за клиентами актуальны и на сегодняшний день.  Выплеск эмоций в чистом виде, в поведении, может привести к ещё большему аффекту. Так гнев лишь усиливает гнев, переводя его в ярость.  В книге Гоулмана «Эмоциональный интеллект» большое внимание уделено изучению проблемы контроля эмоций.  Согласно исследованиям, упоминаемым Гоулманом, дети, не умеющие контроливать свои негативные эмоции, находятся в группе риска как потенциальные правонарушители.

Выплёскивать эмоции в свое время якобы советовали психологи. Однако психологи всё-таки советовали говорить об эмоциях, а не выражать их напрямую, или находить социально приемлемые формы для их выражения. Но до народонаселения дошла искажённая версия.

Другими словами, работа с эмоциями с позиции клиента — это их когнитивная проработка, отслеживание того, что происходит внутри.

Выражать эмоции поведением приходится тем, кто не в состоянии говорить о них или выражать в приемлемой форме — когда наблюдающее Эго клиента отсутствует или неактивно. Неактивно оно у людей с психопатологией и маленьких детей. У детей взрослые всеми силами стараются его активизировать — побуждают рассказывать о своих переживаниях, описывать их, вести записи в виде дневников и пр. Формируется наблюдающее Эго в ходе развития абстрактно-логического мышления (10-13 лет), которое способствует формированию рефлексии. Именно в этом возрасте дети начинают активно углубляться в свой внутренний мир, пытаются разобраться «кто я, какой, на что способен, какой я глазами окружающих», что есть признак работы наблюдающего Эго.

Ведение письменных самоописаний (дневниковые записи только для себя) — отличный способ и выплеска эмоций на бумагу, и познания себя в ретроспективе. Перечитывая записи, ребёнок может находить себя совершенно иным, чем сегодня, и это побуждает его к рассуждениям, анализу.

Собственно говоря, личные дневники — это, по сути, методика самоконтейнирования. Одни ищут слушателей, чтобы выплеснуть наболевшее, другие просто пишут.

Второй способ отражает бережное отношение к окружающим в отличие от первого, когда собеседник не думает о том,  каково это слушать и хочет ли другой это слушать в принципе (это касается отношений между взрослыми, а в диаде родитель-ребёнок родительская задача как раз состоит в том, чтобы выслушивать и давать обратную связь).

Слушателей ищут люди, чьи родители не смогли выполнить задачу по контейнированию детских эмоций и не давали обратной связи относительно них. Таким детям приходится самим справляться с сильными эмоциями и состояниями, и часто они находят не самые экологичные пути.

Самоконтейнирование — это навык эмоционально зрелой личности.  Ежедневно мы сталкиваемся с десятками оттенков эмоций по различным поводам, особенно в мегаполисах. Умение перерабатывать сильные эмоции — путь к бережному отношению к самому себе и окружающим.

Очевидно, что соцсети стали местом для выплеска эмоций, отыгрываний, проекций и других неприятных и вредных для психики способов слива аффектов.  Множество людей выбирают этот способ за неимением лучшего, так как их не научили справляться со своими эмоциями по-другому.

Самоконтейнирование в письме лучше самоконтейнирования в уме.  Выписанный текст можно прочесть, а значит, отследить ход мыслей. Прокручивание мыслеобразов в уме рискует стать повторяющимся или обрывочным, так как очень сложно расширить и развести разные мыслепути и отслеживать одновременно в разных направлениях, особенно когда «мысли скачут».

Письмо помогает отразить многослойность мыслей и ощущений, расширяя фокус сознания, и по сути, заменяя оппонента, кто выделяет важные слова и мысли из потока речи.

Возможно, дневниковый метод подходит для рефлексирующих людей с высоким уровнем самоконтроля. Однако это не означает, что всем остальным он не подойдет.

Начинать следует с вербализации эмоциональных состояний, а в некоторых случаях с распознавания эмоций, с изучения словаря эмоций, и далее продвигаться в этом направлении к навыку самоописаний.  Сначала необходим будет эмпатичный слушатель и наставник, чтобы скорректировать описание, расширить, дополнить — через наводящие и уточняющие вопросы. Когда клиент научается вербализовать свои состояния, он вполне готов и к письменной работе в дневниковом формате в отсутствие слушателя и наблюдателя.

Источник

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте пару слов в комментариях:

avatar
  Подписаться  
Известить о