Когнитивные искажения: эвристика доступности

Эвристика доступности (Availability Heuristic) — оценка как более вероятного того, что более доступно в памяти, то есть уклонение в сторону более яркого, необычного или эмоционально заряженного. Это интуитивный процесс, в котором человек оценивает частоту или возможность события по лёгкости, с которой примеры или случаи приходят на ум, т.е. легче вспоминаются. Но зависимость оценки от лёгкости воспоминания приводит к необъективности и, как следствие, к систематическим ошибкам.

Мы делаем свой выбор на основе того, какую пользу мы ожидаем получить в результате нашего выбора. Эта польза зависит от двух основных параметров: 1) оценки вероятности достижения нужного результата и 2) ценности этого результата лично для нас. Мы делаем ошибочный выбор, если ошибаемся либо в оценке вероятности достижения результата, либо в определении ценности предстоящего события. А ошибаемся мы часто…

Причина ошибки первого вида лежит как раз в использовании эвристики доступности. Этот вид принятия решений основан на том, что, если мы что-то можем вспомнить (и делаем это легко и быстро), то это наверняка является чем-то важным, или, по крайней мере, более важным, чем то, что мы вспоминаем с бóльшим усилием. Следовательно, люди склонны принимать решения, основываясь на более доступной, свежей и яркой информации.

Как говорится, в год от падающих кокосов погибает в 30 раз больше людей, чем из-за нападения акул, но про кокосы не снято ни одного фильма ужасов.

Этот феномен первыми описали Амос Тверски и Даниэль Канеман в начале 1970-х годов. По-другому этот принцип работы нашего мозга Канеман называл «Что ты видишь, то и есть» (What you see is all there is). Например, участникам эксперимента давали список с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин. Другой группе давали список с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин. Некоторых участников просили затем вспомнить как можно больше имён из их списка, в то время как других просили вспомнить, мужские или женские имена им встречались чаще. Имена более знаменитых людей вспоминали чаще, чем имена менее знаменитых. В группе, где в списке превалировали мужчины-знаменитости, участники ошибочно утверждали, что мужчин было больше; в другой группе, соответственно, всё было с точностью наоборот.

В экспериментах Шварца и его коллег испытуемых просили привести либо 6, либо 12 примеров уверенного или, напротив, крайне неуверенного своего поведения. Вспомнить 12 случаев оказалось под силу всем, но вызвало значительные трудности. Позже испытуемых попросили оценить уровень уверенности в себе. Оказалось, что они оценивали себя как более уверенных в себе, если вспоминали 6 примеров своего поведения, но менее уверенных, когда приводили 12 примеров. То есть, не количество примеров, всплывающих в нашей памяти, но лёгкость их припоминания влияет на нашу оценку.

Можно ли как-то бороться с этим когнитивным искажением? Не уверен. Эволюционно мы не приспособлены работать с таким большим количеством информации, причём большая часть нужной нам информации для нас недоступна. У нас никогда не было такого большого выбора. Мы никогда не имели дела с такими большими группами людей. Нами никогда ещё так не манипулировали СМИ. Для учёта всего этого необходим постоянный самоконтроль и тренировка. Ну, или ещё пара тысяч лет эволюции…


Академический P.S. У меня возникло ощущение, что формула Бернулли, которую приводит Дэн Гилберт в начале своего выступления, может лежать в основе потребностно-информационной теории эмоций Петра Васильевича Симонова.

«Эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта».

Это утверждение можно представить в виде формулы: Э = П × (Ин — Ис), где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставьте пару слов в комментариях:

avatar
  Подписаться  
Известить о